Вина - инструмент управления

Как люди используют вину, чтобы управлять другими людьми

18 августа 2025 г. 17:32

article photo
Автор изображения: Д.Н.Волков

Мы часто создаём и используем вину как инструмент управления. У многих родителей – это основной инструмент воспитания. Как он работает?

Примеры:

  • «Ты мне сказал, что я плохо выгляжу. Ты меня обидел! Пока ты не извинишься, я не буду тебе готовить!»

  • «Ты опять не сделал уроки. Из-за тебя меня будут ругать на родительском собрании! Сейчас же делай уроки или останешься без сладкого!»

  • «Вчера вы ужасно разговаривали с клиентом. Он мне звонил и на вас жаловался. Это абсолютно недопустимо! В следующий раз будете уволены».

Техника использования вины

  1. Человек что-то говорит или делает такое, что нам не нравится.
  2. Нам неприятно или больно.
  3. Мы возлагаем на человека вину за эту боль.
  4. Он не может сам от этой вины избавиться и должен либо понести наказание, либо выпросить прощение.
  5. Человек в ловушке. Он зависит от нас, если принял вину. Им можно через вину манипулировать – заставлять делать то, что хочется.

Способы противостоять манипуляции

  1. Не принимать вину и ответственность.

При манипуляции часто на человека возлагают ответственность и вину за то, что не входит в зону его контроля. От такой ответственности и вины следует отказаться: «Я не обижал тебя. Я лишь заметил, что у тебя какой-то нездоровый вид. Ты сама решила обидеться. Хочешь обижаться – это твоё право. Я люблю тебя. Пока ты не успокоишься, я готов готовить себе сам».

  1. Признавать ошибки и предлагать исправить.

Если упрёки обоснованы и ошибка допущена, то её надо честно и спокойно признать и предложить исправить: «Да, я заигрался и опять забыл про уроки. Сейчас сделаю». При этом нет места для вины – ошибка принята и исправлена.

  1. Давать собственную оценку.

При манипуляции часто настаивают на собственной оценке степени тяжести (часто завышенной и некорректной). Такую оценку следует скорректировать, завышенную вину не принимать: «Вчера в разговоре я вёл себя корректно, а клиент был совершенно неадекватен и пьян. Я предложил ему перенести разговор на завтра, но он отказался. Давайте прослушаем запись разговора, и вы скажете, в чём конкретно были мои ошибки».


🚨 Помощь специалиста

Если вы не можете справиться с чувством вины самостоятельно, то записывайтесь на индивидуальную консультацию, я вам помогу.

Телеграм: https://t.me/dnvolkov72


Обсудить в Telegram   или ВКонтакте (VK)