Мастерство - талант или навык?
17 октября 2025 г. 11:55
Автор изображения: Д.Н.Волков
К нашему общему счастью, в мире есть мастера и мастерство. Мастера есть в каждом виде деятельности. В науке, искусстве, медицине… везде! И везде их мало. Один из ста, один из 1000 или из миллиона. Они – лучшие из лучших! Все, кто начинают первые шаги в любой сфере, видят перед собой выдающихся мастеров и стремятся стать такими же.
Практика показывает, что мастерства достигают не все. В любой профессии мы видим пирамиду мастерства. В основании пирамиды - большое количество не очень хороших специалистов (~70%). В средине – крепкие профессионалы (~25%). На вершине – малое количество мастеров (~5%).
Именно мастера двигают вперёд ремёсла и науку, религию и искусство, государство и общество.
Начиная заниматься каким-то делом, мы все стремимся к мастерству. Это естественно для человека, также как стремление к совершенству.
Почему же тогда так много дилетантов и «плохих» специалистов? В чём кроется проблема? В отсутствии желания и старания? В плохой системе образования? В отсутствии таланта?
Формула мастерства
Мастерство = (способности + старание) * время * любовь к своему делу.
Способности – это врождённые и приобретённые качества, необходимые для профессии. Хорошему музыканту нужен слух, спортсмену – крепкое тело, учёному – ум. Большинство способностей можно развивать и улучшать. Для этого нужно время и старание. Многие способности можно создать и развивать «с нуля»: умение плавать, ездить на велосипеде и решать арифметические задачи доступно практически всем людям.
Старание при формировании и развитии навыков играет важную роль. Есть заблуждение, которое часто транслируется детям: «ты можешь достичь всего, чего захочешь, если будешь стараться». Это не так и практика это доказывает. У каждого человека в любой деятельности есть свой собственный потолок – потолок способностей. Выше этого потолка человек не может подняться, как бы он не старался, и сколько бы сил и времени он не потратил.
Время – необходимый компонент для развития способностей и совершенствования навыков. Даже если у человека от рождения есть какие-то склонности, способности или таланты, ему всё равно требуется время для их мастерского использования.
Любовь к своему делу – очень сильный, но часто незаметный компонент мастерства. Даже если у человека есть талант и способности, если он старается их развить и уделяет этому много времени, он не станет мастером, если не любит своего дела. Если человек работает по принуждению, а не из любви, желания и страсти, то в лучшем случае он будет крепким середнячком. Выдающимся мастером ему не стать.
Причины низкого профессионализма
1.Отсутствие способностей.
Многие люди занимаются «не своим делом». Если нет нужных способностей или они имеют низкий потолок развития, то человек быстро упирается в ограничение. Отсутствие роста мастерства негативно сказывается на желании прикладывать силы к совершенствованию, так как результата нет.
2.Отсутствие старания.
Для развития и совершенствования навыков требуется прикладывать много сил. Если сил недостаточно или нет желания стараться, то развитие идёт медленно или вообще останавливается.
3.Недостаточно времени.
Чем меньше способностей и старания, тем больше требуется времени для достижения того же уровня мастерства. Бывает, что ленивый человек со средними способностями большую часть жизни тратит на то чтобы приблизиться к среднему уровню, но так его и не достигает, оставаясь дилетантом.
4.Отсутствие любви к делу.
Любовь даёт мощное ускорение любому процессу, в который она вложена. Она повышает мотивацию. Она помогает побеждать страхи и преодолевать препятствия. Если любви к делу нет, то процесс движения к совершенству превращается в форму насилия над собой. Это, конечно, не идёт на пользу результату.
5.Узкая или широкая специализация.
Разные виды деятельности требуют разного набора знаний и умений. Чем уже область деятельности, и чем уже набор требований, тем обычно легче достичь мастерства. У большинства людей не вызывает затруднений чтение вывесок на родном языке или ответ на вопрос «сколько будет 2 плюс 3?». А вот с вождением автомобиля справляются не все. Потому что вождение автомобиля требует гораздо больше знаний и навыков.
Говорят, что хороший специалист знает в своей области понемногу обо всём и всё о не многом. Поэтому, отличный кардио-хирург великолепно знает и умеет делать операции на сердце, но вряд ли возьмётся оперировать глаза или зубы.
Многие современные профессии требуют большого объёма знаний и умений, а также большой практики их применения. Именно таких специалистов чаще всего не хватает. Их невозможно заменить более «широкими» специалистами.
Вторая сторона специализации, что человек по своим способностям и старанию «не тянет» весь необходимый багаж знаний и умений и становится совсем «узким» специалистом. Тогда вместо одного «сильного» маркетолога-профессионала приходится брать целый отдел «узких» специалистов по рекламе, дизайну, продвижению.
6.Система образования и профориентации.
В идеальном мире образование и профориентация должны всё выжимать из формулы мастерства и выдавать, в основном, хороших и отличных профессионалов. В нашей текущей действительности эти системы – массовые. Как следствие массовости – результат ниже среднего. Отстающих учеников стараются вытянуть, а с хорошистами и отличниками работают мало.
Выводы
Хотите стать мастером? Используйте формулу мастерства! Выберите из всех любимых дел то, к которому больше всего способностей. Приложите к развитию и совершенствованию в выбранной области всю свою любовь, старание и время. Постарайтесь найти наставника, который сможет вам помочь на пути к мастерству. Когда ученик готов, к нему всегда приходит учитель. Так рождаются все мастера.
Обсудить в ВКонтакте (VK) или Telegram