Командовать или направлять

Два основных способа управления людьми

8 августа 2025 г. 12:03

article photo
Автор изображения: Д.Н.Волков

Что такое управление

Управлять – значит прикладывать усилия, чтобы достичь цели. При управлении всегда есть объект управления, процесс (способ) управления и управляющий.

Объектом управления - это кто-то или что-то, могущее быть в разных состояниях. Под воздействием управления или самостоятельно объект может переходить из состояния в состояние.

Способ управления – это возможность воздействия на объект каким-то образом. Управлять – значит менять состояние объекта, как-то на него воздействуя.

Управляющий – это кто-то или что-то, что управляет объектом управления.

Задача – это желаемое целевое состояние в будущем, к которому стремится управляющий путём управления.

Управлять может человек машиной или другими людьми. Управлять может машина машиной или человеком.

Например, водитель автомобиля управляет им, используя руль, педали и рычаги. А лифт, в процессе движения с этажа на этаж, управляет возможностью человека войти или выйти путём открытия и закрытия дверей.

Давайте рассмотрим два основных способа, которыми люди управляют другими людьми.

Управлять – значит, командовать

Первый, более распространённый способ управления это управление с силовым воздействием. Командовать – значит управлять жёстко, требовательно, насильственно (в большей или меньшей степени). Этот способ наиболее ярко и отчётливо выражен в армии. Но применяется почти везде и почти постоянно: в отношениях руководитель – подчинённый, в системе преподаватель – ученик, в семейных отношениях, в отношениях с самим собой. В отношениях двух людей роли часто меняются местами: сегодня тебе от меня что-то надо и ты пытаешься управлять мной, а завтра – наоборот.

При командовании основная форма управления выражена в форме требования или приказания. Обычно предусматривается и какая-то форма поощрения за подчинение требованию или наказания за отказ от подчинения.

Как правило, при командном способе управлять есть значительное количество дополнительных (часто жёстких!) ограничений: требуется не только сделать что-то, но и сделать это конкретным образом, в какой-то срок, в определённом месте.

Примеры:

  • Сегодня после школы сходи в магазин, купи домой хлеба, молока и чего-нибудь к чаю.

  • Отчёт о продажах по этой форме ты должен сделать завтра к 12 часам.

  • Завтра после работы заедь за мной в институт и отвези меня к маме на дачу.

  • Я должен сегодня хорошо написать контрольную работу, иначе родители мне весь мозг вынут.

При жёстком способе управления управляющий редко интересуется собственными желаниями, планами и возможностями того, кем управляет: «Проблемы индейца шерифа не волнуют». В крайней, ярко выраженной форме – это формат отношений: рабовладелец – раб. В таком виде желания и воля к самостоятельности раба не только не интересует рабовладельца, но и жестоко им подавляются.

Управлять – значит, направлять

Второй способ управления – более мягкий. В нём гораздо меньше настойчивости и обязательности. Больше свободы и самостоятельности. Рамки очерчены без деталей. Предложена и обоснована цель, и, возможно, способы её достижения.

Основная форма управления выражена в форме просьбы, предложения или пожелания.

Главное отличие от командного способа управления – это возможность самостоятельного решения: выполнять вообще просьбу или нет. Если отказаться от выполнения просьбы нет возможности, то это не просьба, а требование!

Поощрения или наказания могут озвучиваться в форме возможных следствий собственного выбора объекта управления.

Например:

  • Я прошу тебя зайти после работы в магазин и купить фарш. Если купишь – я пиццу с мясом сделаю.

  • Я предлагаю тебе начать ходить на фитнесс – что-то у тебя фигура начала расплываться.

  • Если вам удастся заключить контракт с этим клиентом, то вы получите 5% от стоимости контракта в виде премии.

  • Я постараюсь сдать экзамен настолько хорошо, насколько смогу. Оценка не только от меня зависит.

Выбор формы управления

Выбрать правильную форму управления – это одно из сложных умений, требующихся в жизни каждому человеку.

Чтобы качественно управлять собой и другими людьми управленцу надо много знать:

  • Способен ли объект управления сделать то, что требуется?

  • Действительно ли выполнение просьбы или требования принесёт ожидаемую пользу?

  • Достигая цели управления, не разрушаем ли что-то другое, более важное?

Также, для качественного управления управленцу требуется уметь:

  • Оценить необходимость и полезность достижения нужного результата

  • Оценить возможность достижения и требуемые ресурсы

  • Оценить возможные побочные эффекты от достижения результата

  • Объяснить другому человеку: что, как, когда и зачем надо сделать

  • Замотивировать чем-то к исполнению, дать какой-то стимул

  • Проконтролировать результат, если он важен.

Результаты, полученные от выполнения или отказа от выполнения просьбы или требования, всегда являются выражением и практическим доказательством проявленных знаний и умений управленца, а также способностей, желаний и воли исполнителя.

Ни одна из форм управления не является более хорошей или плохой. Более того, они часто смешиваются в рамках одной задачи. Часть решения задачи - строго обязательна, а другая часть – вариативна по желанию и возможности исполнителя.

Выбор адекватной формы управления или их комбинации – это и наука, и искусство. С научной, рациональной точки зрения, для достижения цели управленец старается максимально хорошо использовать свои знания и умения, требования к которым описаны выше. С позиции «управление – это искусство», управленец старается интуитивно прочувствовать ситуацию и использовать такие слова, убеждения и поступки, которые идеально подходят для достижения цели.

Командовать – лучший подход, если …

  1. Вы действительно лучше, чем исполнитель, знаете почему, зачем, что, когда и как должно быть сделано исполнителем.

  2. У исполнителя недостаточно самостоятельности. Он не может сам выбрать наилучшие пути к достижению целей.

  3. Нет времени на то, чтобы обсуждать и договариваться. Нужно действовать «здесь и сейчас».

  4. У управленца достаточно сил для преодоления сопротивления исполнителя.

  5. Опыт подобных ситуаций доказал, что такой способ управления – эффективнее.

  6. У исполнителя недостаточно инициативы и мотивации (в том числе для заботы о самом себе) – он действительно нуждается в принуждении.

  7. Разделение обязанностей Управленец-Исполнитель было предварительно согласовано. Обе стороны согласились, что Управленец будет командовать Исполнителем.

  8. Достигаемые результаты подтверждают, что этот процесс благотворен для обеих сторон и окружающего мира.

  9. Процесс управления помогает совершенствованию управленца, исполнителя или их обоих.

Направлять – лучший подход, если …

  1. Нет уверенности в необходимости или полезности результата.

  2. Нет уверенности, что путь к желаемому результату – наилучший

  3. Исполнитель обладает нужной самостоятельностью, ему нужна только цель, или подсказка в некоторых моментах (совет, рекомендация, оценка рисков).

  4. Достаточно времени, желания и умения договариваться для выработки и достижения наилучшего способа достичь цели.

  5. Исполнитель хочет и готов помогать управленцу, но не знает как это лучше сделать.

  6. Управленец не имеет средств принудить исполнителя, но имеет реальную потребность в результате. Одновременно, управленец не может достичь результата самостоятельно – он действительно нуждается в помощи.

  7. Опыт подобных ситуаций доказал, что такой способ управления – эффективнее.

  8. Достигаемые результаты подтверждают, что этот процесс благотворен для обеих сторон и окружающего мира.

  9. Процесс управления помогает совершенствованию управленца, исполнителя или их обоих.

Комбинировать – лучший подход, если …

  1. Задача (ситуация) это допускает.

  2. Хватает умений и мастерства для комбинирования подходов.

  3. В решении задачи задействованы оба участника: «Давай ты поведешь машину, а я возьму на себя прокладку удобного маршрута нашего путешествия».

Частые ошибки в управлении

  1. Начинать с просьбы или предложения, а при отказе – требовать. Сначала определитесь сами – чего вы хотите и готовы ли вы к отказу. Если вы не готовы к отказу, то сразу формулируйте как требование.

  2. Насилие без необходимости. Когда на человека давят – он, обычно, сопротивляется. Наилучших результатов человек достигает тогда, когда сам их хочет достичь.

  3. Мотивировать страхом. Угрозами можно добиться много, но невозможно заставить любить, доверять, прощать.

  4. Недоверие. Ставя задачу другому человеку всегда надо принимать, что он её сделает – по-своему. Не можете доверить человеку быть самостоятельным – делайте сами.

  5. Недостаточная мотивация. «Коня можно завести в воду. Нельзя заставить его напиться». Если человек не хочет делать какую-то работу, то часто его невозможно заставить. Надо учиться стимулировать людей.

  6. Ставить недостижимые цели. Лучший способ провалить дело – поставить недостижимую задачу или выбрать невозможный путь достижения цели.

  7. Переоценка способностей. Нам часто кажется, что дело, которое мы сами умеем делать – простое. Кажется, что вещи, очевидные нам, очевидны всем. Кажется, что нашего описания задачи достаточно для понимания и реализации другим человеком. Часто это мнение – ошибочно.

  8. Отсутствие адекватной оценки результата. Полученный результат должен быть проконтролирован и оценен. В идеале – оценка должна сочетать в себе то, что сделано хорошо и правильно, а также то, что сделано неправильно. Любой результат должен быть принят и предложены способы его улучшения.

  9. Наличие вреда. Если в процессе постановки, выполнения или оценки результатов задачи нанесён вред управленцу, исполнителю или окружающему миру, значит, где-то были допущены ошибки. Их надо найти и исправить.

  10. Перепутаны уровни. Ошибка должна исправляться там, где она была совершена. Если ошибка возникла на уровне управленца (в постановке задачи), то её должен исправлять управленец. Если ошибка возникла на уровне исполнителя – её должен исправлять исполнитель. Обратный способ – невозможен.

Умение управлять нужно каждому человеку. Просто потому, что надо уметь управлять самим собой. Принципы управления собой и другими людьми – абсолютно одинаковые.


Обсудить в ВКонтакте (VK)   или Telegram