Как правильно просить прощения
11 августа 2025 г. 20:39
Автор изображения: Д.Н.Волков
Общепринятые в обществе подходы часто ставят процессы с ног на голову. Поэтому и не работают. Прощение - в их числе.
Принято просить прощения у человека, если в отношении к нему что-то сделано или сказано не правильно. Человек на это обиделся. Оба чувствуют себя нехорошо. Считается, что человек, который обидел, должен извиниться (принять вину) перед тем, кого обидел и попросить прощения. Обиженный человек может принять извинения и простить или не принять извинения и не простить. В последнем случае получается тупик: человек признал ошибку и извинился, но прощения не получил и, кажется, что стал зависим от человека, который обиделся. В результате оба остались в состоянии внутреннего конфликта: один виноват и не прощён, а второй обижен и не простил.
В конфликте есть две стороны, а значит две возможные ошибки, нуждающиеся в исправлении.
Обидчик
Обидчиком назовём ту сторону конфликта, на которую обижаются. Независимо от того, считает он себя виноватым или нет. Вину на него обычно возлагают за то, что он:
Намеренно сказал или сделал что-то обидное (считающееся обидным).
Не извинился или извинился не так, как должен.
Не загладил нанесённый ущерб (материальный или психический).
Не считает себя виноватым.
Вину может возлагать на обидчика как обиженный, так и обидчик сам на себя, а также те, кто наблюдали конфликт.
Обычная (часто не работающая!) схема выхода из конфликта выглядит так: “Чтобы не быть виноватым надо признать свою вину, попросить и получить прощение от обиженного”. В ней могут не работать следующие части:
“Признать вину”. От вины нельзя избавиться самому. От неё может избавить только кто-то другой. Даже если человек не видит своей вины, и не считает себя виноватым, он должен признать вину за собой. Часто это порождает лицемерие и враньё. В результате, произносятся пустые слова извинений и оправданий.
“Попросить прощения”. В жизни могут сложиться обстоятельства, из-за которых прощения нельзя попросить (обиженный уехал, недоступен, умер). Или у обидчика не хватает сил, чтобы извиниться и попросить прощения. Это действие требует много сил. Не у всех и не всегда они есть.
“Получить прощение”. Здесь рождается зависимость от другого (обиженного) человека. Обидчик не может сам себе простить вину. Как следствие, появляется возможность манипуляции через обиду и непрощение: “Ты меня обидел, и я тебя никогда не прощу! Мучайся всю жизнь!”.
Поэтому только в части случаев обычная схема срабатывает - когда обе стороны настроены на решение конфликта, доступны к общению и достаточно сильны.
Правильная схема для обидчика: “Надо понять: в чём мной была допущена ошибка? Постараться её исправить и больше не повторять”. В этой схеме нет вины. Нет зависимости от обиженного.
Есть необходимость:
Разобраться: какая проблема/проблемы в себе и какая проблема/проблемы в обиженном привели к конфликту?
Найти наилучший из возможных выходов из ситуации. Исправить ошибку в себе и простить себя за неё.
Если обнаружена ошибка в обиженном - понять, принять и простить обиженного.
Признать ошибку перед обиженным и пообещать, что приложишь силы, чтобы не повторить ошибку. Если есть силы и возможности.
Попросить у обиженного прощения с пониманием, что прощение не требуется обидчику, а требуется обиженному. Чтобы обиженный, простив обидчика, сам обрёл душевное равновесие и исцелился от обиды. Потребность в прощении всегда у того, кто прощает. Прощение одновременно освобождает обоих в разуме прощающего.
При работе по правильной схеме человек работает там, где он может и должен всё исправить - в самом себе. У него нет зависимости от того, простит его кто-то другой или нет. Важно простить и изменить самого себя и простить обиженному его обиду.
Обиженный
Обиженный, это тот, кто решил обидеться. Заметьте, не тот, кого обидели, а тот, кто сам принял решение обидеться. Не существует таких вещей как обидные слова или обидные поступки. Есть общепринятые представления о словах и поступках, как “обидных” и есть желание считать какие-то слова и поступки “обидными”. И это, как минимум, первая из ошибок, которую совершает обиженный.
Вторая ошибка - это возложение ответственности за произошедшее на обидчика. “Это не я решил обидеться, это он(а) меня обидел(а)!”.
Третья ошибка - ждать извинений, вместо поиска своего больного места в психике. Раз чьи-то слова или поступки сделали больно, значит, у человека есть больное место. Психически здорового человека невозможно обидеть.
Обычная схема для обиженного - ничего не делать с собой, а страдать, жаловаться и обижаться на обидчика. Если обидчик не извинился, не просит прощения и не чувствует за собой вины - то его надо заставить всё это сделать. Не прощать до тех пор, пока не получены все выгоды от обидчика. Даже формально сказав “Прощаю” не простить на самом деле, а хранить обиду и, при необходимости оказать давление на обидчика, снова ему припомнить прошлое. Схема абсолютно неконструктивная и приводит к долгим, разрушительным обидам. Особенно, в тех случаях, когда обидчика уже нет, он недоступен или не считает себя виноватым.
Правильная схема для обиженного: “Это я сам решил обидеться. Значит, это - проблема во мне, а не в обидчике. Мне надо самому решать свои проблемы и исправлять свои ошибки. Можно даже поблагодарить обидчика за то, что он мне их наглядно показал”.
После этого, выполняем следующую работу над собой:
Признаём ошибку №1 - решение обидеться. Рассматриваем другие, более здоровые способы отреагировать. Проигнорировать, посмеяться, адекватно воспринять конструктивную часть критики, обрадоваться возможности измениться и другие адекватные подходы. Выбираем наиболее приемлемые варианты реагирования на будущее. Прощаем себя за допущенную ошибку.
Признаём и исправляем ошибку №2 - нет на обидчике вины за мои собственные ошибки и проблемы. Обидчику нет нужды извиняться и оправдываться. Фактически, обидчик ничего не может противопоставить желанию обидеться. Кто хочет обиды, тот найдёт повод. Для исправления этой ошибки можно извиниться перед обидчиком за собственную неверную реакцию на слова и поступки. Прощаем себя за допущенную ошибку - нас так учили, мы не виноваты.
Ищем своё больное место в психике - исправляем ошибку №3. Часто это чувство собственной важности, самоуверенность, убеждённость в собственной правоте и другие аспекты эгоизма. Если не нашли - значит плохо искали, проблема точно есть. Если нашли - стараемся исправить и, в будущем, не повторять ошибки. Прощаем себя за проявление эгоизма. Учимся любить себя и других.
При работе по правильной схеме человек работает там, где он может и должен всё исправить - в самом себе. У него нет зависимости от того, извинится и будет ли просить прощения кто-то другой или нет. Важно простить и изменить самого себя и простить обидчику свою обиду.
Выводы
Из разбора ясно видно, что обычные схемы обиды, вины и прощения - это порождения больного эгоизмом разума. Они не работают, потому что и не должны работать. Они изначально дефектны.
Правильные схемы прощения исправляют именно то, что сломано именно там, где сломано. Ошибка может быть исправлена только там, где она совершена - в разуме, совершившем ошибку.
При правильном подходе, конфликт - это сокровище. С его помощью можно увидеть и исправить проблемы, которые скрыты в самом себе.
Обиженный, всегда ошибается. Обидчик может совершать ошибку, а может и не совершать её.
Правильная просьба о прощении всегда адресована самому себе, даже если выглядит адресованной кому-то другому. Правильный смысл фразы «Прости меня Господи» не в том, чтобы получить прощение у Бога, а в том, чтобы Бог дал сил, любви и понимания вопрошающему простить за ошибку самого себя. Прощающий всегда прощает что-то сначала в самом себе, а потом, то же самое, в других людях. Невозможно что-то простить в ком-то и не простить в самом себе. Для того, чтобы простить, надо любить. Если мы что-то не можем простить, значит, мы это не любим. Любить, значит прощать. Любить и простить можно абсолютно всё. К этому и надо стремиться.
Обсудить в ВКонтакте (VK) или Telegram