Чужой опыт бесполезен
13 августа 2025 г. 12:10

Автор изображения: Д.Н.Волков
В обучении и воспитании передаче жизненного опыта отводится важное место. Считается, что именно жизненным опытом отличаются взрослые от детей и старшие от младших. На свой или чужой жизненный опыт часто ссылаются для подтверждения истинности или ложности каких-то убеждений или знаний.
Практика показывает, что иногда знание чужого опыта может принести пользу, иногда – вред, а в остальное время чужой опыт – просто бесполезен.
Одно из слабых доказательств бесполезности чужого опыта
Одним из доказательств существенной бесполезности чужого опыта является следующее наблюдение:
На земле тысячи лет проживают миллионы (а сейчас уже миллиарды) людей.
За это время должен был накопиться огромный совокупный жизненный опыт человечества.
При этом используются все возможные средства передачи жизненного опыта – от устной речи и письменности до видеороликов на Ютубе и учебных программ систем образования.
Все те проблемы личной жизни и жизни в обществе, которые были тысячи лет назад, по-прежнему проявляются ежедневно в жизни каждого человека.
Значит, что-то не так в чужом опыте. Либо его польза завышена, либо мы её извлечь не можем, либо мы им не умеем пользоваться. Давайте разбираться!
Что такое жизненный опыт
Жизненный опыт – это весь комплекс ощущений, знаний и практических результатов, полученных человеком в течение всей прожитой жизни.
Ощущения - это всё, что человек видел, слышал и чувствовал в жизни.
Знания – это всё что он думал, осознавал, узнавал от других людей и считает истинным или ложным.
Практические результаты – это то, что человек достигал в жизни, результаты его действий.
Полная передача опыта невозможна
К сожалению, ни одна из этих частей (ощущения, знания, результаты) не могут быть в полном объёме переданы от человека к человеку ни прямо, ни опосредованно:
Об ощущениях и чувствах мы можем только рассказать и как-то их продемонстрировать. Передать же наше внутреннее состояние в точности – невозможно.
В передаче знаний, кажется, что успехов больше. Есть множество книг, учителей и целых образовательных систем. Однако, после 10-15 лет обучения в системе образования мы обнаруживаем, что значительная часть знаний нам не помогает в жизни, часть знаний – вредит, а важных знаний и умений – сильно не хватает. По ряду объективных причин передать знания мы тоже не можем. Основных причин несколько:
2.1. Все наши знания ограничены и касаются отдельных частей мира (потеря связности);
2.2. Все фактические знания – знания прошлого, устаревшие (потеря актуальности);
2.3. Все знания искажаются в процессе передачи (потеря точности);
2.4. Часто за знание выдаётся вера или убеждённость (потеря достоверности);
2.5. Кроме самого знания нужно ещё передать умение его применять (потеря применимости).
Практические результаты есть следствие наших действий в конкретной ситуации, в определённой обстановке, с учётом наших знаний, мыслей, способностей и желаний в тот момент. На любой результат (всегда!) кроме нас влияет ещё множество разных факторов. Представить их все и роль каждого из них – невозможно. Человек считает, что его победа в поединке – это следствие его подготовки, а настоящей причиной победы является болезненное состояние его противника. Рассказать о том, что и как происходило, возможно. Но передать полученный результат во всей взаимосвязи причин и действий, которые к нему привели – невозможно.
Чужой опыт бесполезен
Так как чужой опыт – это часть жизни другого человека и передать эту часть для использования невозможно, то чужой опыт – бесполезен. Это как нож в чужих руках. Другой человек знает, что можно делать ножом, и умеет им пользоваться. Для нас его знания и умения бесполезны, если у нас нет ножа и собственного опыта его использования.
Польза частей чужого опыта
Сам по себе чужой опыт использован быть не может, но из него можно извлечь части, для создания своего опыта. Суть и смысл настоящего обучения не в том, чтобы передать свой опыт, как нож. Рассказать про нож, показать, как им пользоваться, и вручить его – не значит научить. Только после того, как ученик, используя нож самостоятельно, получит собственный опыт, можно сказать: «Ты научился».
Именно по этой причине работа всех видов и систем обучения полезна (вредна или бесполезна) в той степени, в которой ученик или ребёнок может использовать результат обучения в своей жизни.
При наблюдении результатов обучения и передачи жизненного опыта часто заметна нестабильность. Мы рассказываем двум детям один и тот же опыт, но у одного получаются замечательные результаты в его применении, а у другого – удручающие. Почему?
Правильная передача опыта
Важно из всего комплексного опыта выделить для передачи именно ту часть, которую можно передать, даже с учётом всех потерь и искажений.
Для освоения опыта учеником, учитель должен предусмотреть передачу знаний, умений и получение практических результатов. Обычно это предполагает теорию и практику в передаче опыта. Только через практику чужой опыт может превратиться в свой.
Выделенная часть опыта должна принять такую форму, которую способен использовать ученик. На этом моменте часто спотыкается любая система массового обучения.
Ученик должен обладать способностями и возможностями усвоить опыт в той форме, в которой он даётся.
Каждый ученик превращает чужой опыт в свой, делая это своим уникальным способом, в своём объёме и темпе. Уровень максимального усвоения опыта зависит от способностей ученика и его старательности.
В процессе обучения должна присутствовать положительная поддержка ученика. Поддержка эмоциональная и интеллектуальная, а иногда и физическая. В большинстве случаев эта поддержка должна оказываться учителем.
Нарушение любого из перечисленных выше правил снижает эффективность процесса передачи опыта. Вплоть до превращения полезного опыта в бесполезный или вредный.
Ответственность за пункты 4 и 5 лежит на ученике, остальные – на учителе.
Выводы
Напрямую чужой опыт бесполезен: «Ты это знаешь и/или умеешь. Хорошо. Но для меня это бесполезно, пока это не стало моим опытом».
Передача частей опыта – это не простой процесс, требующий умений и способностей и от учителя и от ученика.
Нежелание учителя учить или ученика учиться разрушает процесс передачи опыта.
Насильственное обучение невозможно. Коня можно завести в воду, нельзя заставить его напиться. Поскольку собственный опыт ученик может получить только собственными действиями, то на это должна быть его воля.
Идеальная форма обучения – индивидуальное обучение по схеме, описанной в разделе «Правильная передача опыта».
Если обучение не даёт результата, то проблема в учителе, ученике или в них обоих. Если из двух ваших детей один достиг успеха в обучении у вас, а второй нет, это значит, что с первым процесс был выполнен правильно, а со вторым – нет. Обычно, задача учителя найти ошибку (ошибки) в процессе обучения и исправить их (если возможно).
Цель статьи – в описании особенностей передачи личного жизненного опыта, а не любого процесса обучения!
Разница в том, что при передаче своего жизненного опыта, своих умений, чувств, знаний мы полностью «в теме». Если мы передаём старый опыт, то могут подводить память и мастерство, но мы точно учим тому, что пережили сами.
Значительная часть современного обучения – это обучение «чужим» знаниям и опыту. В этой области гораздо ниже достоверность, истинность, точность, связность и применимость. В массовых системах обучения, где знания передаются по цепочке, потеря качества обычно происходит на каждом звене цепочки (учёный – учебник – школа – учитель – ученик).
Делитесь своим опытом с любовью и старайтесь делать это правильно. В этом – залог результативности успешного учителя.
Учитесь, превращая чужой опыт в свой, собственный. С любовью, старанием и использованием всех своих способностей. Всегда проверяйте любое полученное знание своей жизнью. Это единственный критерий истинности знания для вас.
Обсудить в ВКонтакте (VK) или Telegram